По страницам книг Юрия Бондарева
К 100-летию со дня рождения русского писателя
Советский писатель, сценарист, общественный деятель. Пройдя все ужасы Великой Отечественной войны, стал одним из лучших советских писателей-фронтовиков. Юрий Бондарев, биография которого полна интересных фактов и судьбоносных событий, оставил большой след в советской литературе.
Бондарев Юрий Васильевич
Советский писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске Оренбургской области. В 1931 году его семья переехала в Москву.
В 1941 году Юрий Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Десятый класс он окончил в эвакуации.
Летом 1942 года был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в Актюбинск (Казахстан). В октябре 1942 года был направлен под Сталинград (ныне Волгоград) и зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Позже служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Дважды был ранен.
С января 1944 года Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. После окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.
Фронтовой путь будущего писателя был отмечен орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и рядом польских наград.
С 1949 года первые рассказы писателя выходили в популярных журналах «Смена», «Огонек», «Октябрь».
В 1951 году Юрий Бондарев окончил Литературный институт имени Горького и был принят в Союз писателей.
В 1953 году вышел первый авторский сборник рассказов Бондарева «На большой реке». Вскоре Бондарев стал одним из наиболее печатающихся авторов в СССР. Тематика его первых произведений – война глазами рядового участника, психология человека на войне, нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях.
Юрий Бондарев являлся одним из соавторов (совместно с Юрием Озеровым и Оскаром Кургановым) сценария киноэпопеи «Освобождение» (1968-1972), посвященной ключевым сражениям Великой Отечественной войны. За эту работу Бондареву в 1972 году была присуждена Ленинская премия.
В 1959-1963 годах наряду с писательской деятельностью Юрий Бондарев был членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты», в 1961-1966 годах – главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».
Бондарев также вел активную общественную деятельность.
Творчество писателя было отмечено многочисленными советскими и российскими наградами.
29 марта 2020 года писатель скончался на 97-м году жизни.
Юрий Бондарев был женат. У него остались жена Валентина и две дочери: Елена – специалист по английскому языку и Екатерина – художник.
«После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, – это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы».
Ю. Бондарев
Первая книга 29-летнего выпускника Литературного института. Сборник из одиннадцати рассказов, среди которых очень известные («Поздним вечером» и «Незабываемое») и полузабытые («Инженеры»). Это красивые, правильные, психологически точные истории о людях, их отношениях, о преодолении себя и обстоятельств – тема, которая станет одной из главных для писателя.
Неслучайно и название сборника – всю жизнь его завораживала тайна воды, а «водные» метафоры проходят через всё его творчество. И самые первые воспоминания Бондарева были связаны с водой:
«Хорошо помню залитый солнцем Урал и себя барахтающимся в первозданно чистой воде, где над донной галькой мелькали темные спины пескарей».
Подростком он каждое лето ездил в Башкирию и сохранил драгоценную память о реке Белой, на которой они проводили дни и недели с дядей и двоюродным братом Сашкой.
«Месяц назад они были в ветреных, лесистых Карпатах, за тысячи километров отсюда, и вот теперь шли по белым новогодним улицам незнакомого тылового города с каким-то уютным названием Березанск – и было непривычно и странно, что нет на чистом снегу черных оспин воронок, следов танковых гусениц, глубоких колей орудийных колес. И Алексей сказал с непонятным самому себе чувством непрочности, будто еще раз убеждаясь:
– Кажется, тысяча девятьсот сорок пятый… а?»
Первый опыт писателя в крупном жанре, повесть 1956 года о послевоенном становлении молодых офицеров Алексея Дмитриева и Бориса Брянцева, о том, как можно достойно отвоевать, но не пройти испытания миром, как можно, будучи уже командиром, обнаружить нравственную незрелость и с трудом возвращаться на истинный путь. Тема долгого возвращения с войны будет до конца волновать Бондарева.
Эта история основана на личном опыте младшего лейтенанта Бондарева: в 1944–1945 годах он учился в Чкаловском училище зенитной артиллерии и имел возможность продолжить военную карьеру. Великая Отечественная началась для него под Сталинградом, потом были форсирование Днепра и освобождение Киева, бои в Польше и на границе с Чехословакией. Воевал он в артиллерии, был командиром отделения и командиром орудия. Официально за Бондаревым числится четыре подбитых танка и самоходное орудие «фердинанд». Был дважды ранен, награжден двумя медалями «За отвагу».
Книга, ставшая вехой в русской военной литературе ХХ века, впервые опубликованная в 1957 году и сделавшая Юрия Бондарева знаменитым. «Все мы вышли из бондаревских “Батальонов”», – говорил Василь Быков. 1943 год. Два батальона стрелкового полка в ходе боев за освобождение Киева (он здесь Днепров) выходят в тыл к немцам, имея задачу дезориентировать противника и сковать его силы. Они должны укрепиться на плацдарме, вступить в бой, затем подать сигнал «просим огня» и получить артиллерийскую и авиаподдержку основных соединений. Но командование внезапно меняет направление главного удара, чем обрекает людей на верную гибель: сколько батальоны ни просят огня, поддержки они не получают. Капитан Борис Ермаков, командир батареи, один из немногих выживших, говорит командиру дивизии Иверзеву: «Я не могу считать вас человеком и офицером…». И нам так трудно с ним не согласиться.
Первые военные повести Бондарева положили начало «лейтенантской прозе», созданной теми, кто сам воевал (Быков, Богомолов, Васильев), отмеченной исключительной фактографической точностью и, как правило, антивоенным пафосом. В этих книгах война предстает во всех своей невеселой «окопной правде» и горечи. Нам до боли жаль каждого отдельного человека, и все-таки мы не перестаем верить, что батальоны погибли не зря. Как не зря погиб другой комбат, капитан Дмитрий Новиков из повести «Последние залпы», один из самых бескомпромиссных и привлекательных героев Бондарева. Здесь наши освобождают уже чужую землю, а война опять вытаскивает из человека самое главное, хорошее и плохое, и дает каждому шанс преодолеть себя, искупить вину, сделать что-то важное для всех.
Один из самых популярных романов писателя, который считается первым антисталинским романом и вышел до «Одного дня Ивана Денисовича». Но это еще и тонкая, умная книга о любви и человеческих отношениях, и первая книга о послевоенном синдроме, о трудном возвращении с войны и возвращении к себе. Капитан Сергей Вохминцев недолго наслаждается послевоенной тишиной: он случайно встречается с неким Уваровым, мерзавцем, которого знает по войне. Сейчас Уваров на коне, и Сергей ничего не может с ним поделать, ни разоблачить, ни наказать, ни противостоять его клевете. Он вынужден начинать всё сначала и далеко от дома. Но с любимой женщиной… Еще одна линия романа – отношения Аси, сестры Сергея, и его друга и тоже фронтовика Кости Корабельникова. Роман начинается сюрреалистическим сном Сергея.
Самый автобиографический из романов Бондарева и одна из тех книг, без которых невозможно понять не только то, чем для нас является эта Война, но и то, почему мы такие. События разворачиваются в декабре 1942-го под Сталинградом, когда танковые дивизии Манштейна пытались пробить коридор к окруженной 6-й армии Паулюса. Нашим войскам отдан приказ любой ценой остановить наступление, и артиллеристы, среди которых молодые ребята только что из военных училищ, не имеют права отступать даже ценой собственной жизни. Время действия большей части романа – фактически сутки, в течение которых герои самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли и почти все погибают.
В книге есть «холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбежки, запах гари и горелой брони». А еще – экзистенциальный ужас, любовь, которая помогает оставаться человеком, боль, благородная ярость, жестокое упоение в бою, беспощадное обнажение человеческих душ и самых первооснов жизни. Вместе с хорошим московским мальчиком, лейтенантом Николаем Кузнецовым, командиром взвода противотанковых пушек, и его боевыми товарищами мы снова и снова преодолеваем себя и уничтожаем врагов, проживаем на пределе эти страшные часы, а потом обмываем ордена Красного Знамени, полученные прямо здесь из рук командарма Бессонова, еще одного героя романа, глазами которого мы видим эти события. Две правды – окопная и штабная, правда солдата, младшего командира и правда генерала – здесь не противоречат друг другу, а дают единую картину нашей войны и нашей большой общей Правды.
Один из самых ярких представителей «прозы лейтенантов» и едва ли не родоначальник этого направления, Бондарев предельно честен в изображении войны. Он не скрывает ее ужасов, он знает им цену, ибо на фронте не раз сам смотрел в глаза смерти.
Но вопросы нравственного самочувствия для писателя куда важнее «правды войны». Бондарев стремится понять правду о человеке, убедиться в том, что любовь сильнее ненависти. В числе лучших его произведений роман «Берег», ставший культовым едва ли не на следующий день после выхода.
Герои Бондарева всегда находятся между двумя берегами: жизни и смерти, любви и ненависти, порядочности и подлости. Они должны выбирать. Автор не делает выбора за них. Но всегда понятно, на чьей он стороне.
Роман «Выбор» Юрия Бондарева, как и все его художественные произведения, погружает читателя в глубокое восприятие и осознание ценности и смысла жизни человека от начала формирования своей личности и осознания себя до самых острых, критических ситуаций и обстоятельств, когда человек должен делать выбор даже на грани жизни и смерти.
Многие годы Бондарев работал в жанре, который сам называл «Мгновения». Но в книги, которые выходили под этим названием, включены не только мгновенные зарисовки и заметки, лирические миниатюры и стихотворения в прозе. Здесь есть и воспоминания о родителях, и довольно объемные рассказы, и эссе, и сны, и диалоги, и размышления. И вся эта проза в ее разнообразии отмечена острым интересом к жизни и каждому ее мигу, чувством красоты и конечности мира, чувством вины живущего перед павшими. Память о войне просвечивает сквозь все его творчество. В самой ткани его прозы чувствуется какая-то тайна, а за сценой мы почти всегда угадываем тревожное зарево и слышим отдаленный гул.
Потом сплошь потемнело над Волгой, черная рябь пробежала по плесам, запахло холодноватой свежестью, влажно потянуло густой прохладой, вдруг первые пульки дождя пробили спереди по воде, порывом хлестнули справа и слева от лодки — и обвальный ливень зашумел, загудел, забушевал вокруг, и все мгновенно расплылось, исчезло в водянистом тумане… Под трассами струй, под пушечными раскатами грома мы по скользким настилам побежали к будке лодочника, и тут, в нескольких метрах от берега, нас с такой сатанинской силой настигло копьистое сверкание молнии над головой, с такой мстительной удалью ударил оглушительный разрыв грома, что явственно запахло в воздухе порохом, жженой серой (позднее мой спутник сказал, что он тоже почувствовал этот запах)… (фрагмент новеллы «Две грозы» из книги «Мгновения»).
В романе «Искушение» известного писатели Ю. В. Бондарева (1924 г.), Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и Государственных премий автор обращается к теме русской интеллигенции, ее драматического существования в современном мире, крутых переменах в обществе за последние десятилетия, которые повлекли пересмотр нравственных достоинств человека, раскрывающихся в сложных моральных конфликтах.
В центре внимания писателя – борьба людей, которым дорого будущее России, будущее народа, с теми, кто предал его интересы ради собственной корысти, карьеры и личного благополучия.
Что почитать?
  • Горбунова, Е. Н. Юрий Бондарев. Очерк творчества / Е. Н. Горбунова. - Москва : Советский писатель, 1981. - 351 с. - Текст: непосредственный.
  • Коробов, В. И. Юрий Бондарев / В. И. Коробов. - Москва : Современник, 1984. - 367 с. - Текст: непосредственный.
  • Михайлов, О. Н. Юрий Бондарев / О. Н. Михайлов. - Москва : Советская Россия, 1976. - 133 с. - (Писатели Советской России). - Текст: непосредственный.
  • Федь, Н. М. Художественные открытия Бондарева / Н. М. Федь. - Москва : Современник, 1988. - 463 с. - ISBN 5-270-00308-2. - Текст: непосредственный.
  • Шкурат, Л. С. Ю.В. Бондарев: творческая эволюция писателя : монография / Л.С. Шкурат. — 2-е изд., стер. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 252 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_59e5f2a7751300.01152375. - ISBN 978-5-16-013289-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1858256. – Режим доступа: по подписке.
Мы надеемся, Вам было интересно.
Еще больше полезного и интересного на сайте библиотеки и в группе Научной сельскохозяйственной библиотеки в ВКонтакте.
Сканируй QR-код и переходи по ссылке.
Спасибо за внимание!
ФГБОУ ВО Омский ГАУ
Научная сельскохозяйственная библиотека
2024 г.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website